Пиксар: история компании Стива Джобса

Изначально Pixar помогал медикам

История Pixar началась в 1979 году в Сан-Франциско, в недавно созданном отделе разработки компьютерного подразделения продюсерской компании Lucasfilm под патронатом легендарного режиссера Джорджа Лукаса. Намного позже Lucasfilm стала известна как одна из крупнейших кинокомпаний в мире (пока она не была приобретена Disney в 2012 году), но в 1980-х годах она специализировалась на новых информационных технологиях для мира кино.

Эд Кэтмелл и Джон Лассетер на Lucasfilm. Фото pixar.com

«Отдел разработки Lucasfilm был очень небольшой командой, но они были самыми умными и удивительными компьютерными учеными в мире. В то время компьютеры создавали только фоны, а персонажей по-прежнему анимировали вручную. Но Эд бросил мне вызов », — сказал Джон Лассетер в интервью Daily Telegraph

Уже в тот момент Лукас понял, что будущее за цифровым: компьютерная графика и системы цифрового редактирования. Чтобы воплотить в жизнь новое подразделение, он много месяцев искал подходящего специалиста. Исследование увенчалось успехом: отделом руководил талантливый разработчик, специалист по компьютерной графике Эд Кэтмелл, которого Лукас привлек из Нью-Йоркского технологического института.

Помимо того, что Кэтмелл был настоящим самородком и компьютерным гением, он также был фанатиком Диснея и мечтал об анимации. Хотя понадобится много лет, чтобы она пригодилась. Тем временем отдел Кэтмелла с таким же энтузиазмом серьезно подошел к разработке мощного компьютера и программного обеспечения, которое позволяет им посвятить себя высокотехнологичному моделированию и анимации. Выпуск результата многолетней работы команды Pixar Image Computer состоялся только в 1986 году.

В отличие от других компьютеров, программное обеспечение Pixar создавало цветные трехмерные изображения с высоким разрешением практически всего, от зданий и автомобилей до торнадо и инопланетян. Эта разработка нашла свое применение за пределами мира кино: программное обеспечение Catmell помогало врачам диагностировать заболевания с помощью трехмерной компьютерной томографии и рентгеновских снимков, а также было полезно метеорологам для получения изображений со спутников.

Работая над технической стороной Lucasfilm, Эд Кэтмелл никогда не отходил от своих творческих идей: в 1983 году он пригласил молодого художника-мультипликатора и выпускника Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джона Лассетера работать дизайнером интерфейсов. Основываясь на разработках Кэтмелла, Лассетер фактически создает первый в мире мультфильм компьютерной графики: короткометражный фильм «Приключения Андре и пчелы Уолли».

Компьютер для обработки изображений Pixar в музее Pixar Studios. Фото pixar.com

«Когда я приехал, отдел разработки Lucasfilm был очень маленькой командой, но они были самыми умными и удивительными компьютерными учеными в мире. Они пригласили меня работать над самой первой компьютерной 3D-анимацией персонажей. В то время я работал в Disney, но в то время компьютеры создавали только фоны, а персонажи все еще анимировались вручную. Но Эд бросил мне вызов », — сказал Джон Лассетер Daily Telegraph в 2015 году.

Дата презентации мультфильма 1984 год вошла во все учебники по анимации и графическому дизайну, технология стала поворотной для всей киноиндустрии, хотя времен «Приключений Андре и Пчелки Уолли» было всего 1,5 минут. Этот фильм считается первым фильмом Pixar, хотя на самом деле такой студии еще не было.

Когда Стива Джобса «попросили» из Apple, он купил Pixar

Все изменилось в 1986 году: Джордж Лукас продал отдел разработки Lucasfilm вместе со всеми активами Стиву Джобсу за 10 миллионов долларов, по крайней мере, так сделка была представлена ​​широкой публике. На самом деле все было немного сложнее, потому что на тот момент обе «партии» находились, мягко говоря, не в лучшем положении. Департамент Кэтмелла начал сталкиваться с финансовыми трудностями в 1983 году, Лукас урезал средства год за годом, не видя быстрого успеха в инвестициях, и вскоре переживал развод и раздел собственности со своей бывшей женой.

Эд Кэтмелл, Стив Джобс и Джон Лассетер. Фото lawrencelevy.com

«Если бы в 1986 году я знал, во сколько мне будет стоить содержание Pixar, я сомневаюсь, что купил бы компанию», — позже объяснил Джобс журналу Fortune

Двумя годами ранее из-за постоянных скандалов и плохого настроения Стив Джобс был отстранен от работы по собственной идее: Apple. Собравшись с силами, он основывает новую компанию NeXT Computer, всерьез интересующуюся будущим компьютерной графики. На одной из многочисленных выставок Джобс знакомится с Лукасом, и их планы совпадают. Сразу после приобретения, 3 февраля 1986 года, независимая компания Pixar была зарегистрирована в штате Калифорния.

«Если бы в 1986 году я знал, во сколько мне будет стоить содержание Pixar, я сомневаюсь, что купил бы компанию. Ключевой проблемой было то, что в течение многих лет стоимость компьютеров, необходимых для создания анимации для продажи, была чрезвычайно высокой. Это свело на нет все наши усилия, — позже объяснил Джобс журналу Fortune.

Всей команде Pixar во главе с Кэтмеллом и Лассетером пришлось немало потрудиться, чтобы превратить Pixar из неликвидного актива в многообещающий проект, особенно в глазах нового босса. Джобс приказал Pixar отказаться от мечты об анимации и кино, вместо этого сосредоточившись на технической графике для рекламы и короткометражных фильмов, которые они могли бы продавать. Джобс якобы использовал Pixar для демонстрации возможностей компьютеров NeXT: сначала анимированная реклама, но дела шли не очень хорошо. Компания не могла даже восстановить свое содержание, и Джобсу приходилось выписывать свои карманные чеки на заработную плату сотрудников. По приблизительным подсчетам, до получения прибыли он вложил в Pixar около 50 миллионов долларов…

Премьера «Истории игрушек»

«История игрушек» принесла компании более 370 миллионов долларов от продажи по всему миру. Таким образом, мультфильм чуть не побил рекорд Диснея, который с мультфильмом «Красавица и чудовище» в 1991 году собрал на всемирном шоу чуть более 400 миллионов долларов. Разумеется, от новичка никто не ожидал такого успеха. 370 миллионов — большие деньги. И еще один примечательный факт. Дома, в США, «История игрушек» обогнала «Дисней», который долгое время лидировал с «Королем Львом» и Аладдином».

Мультик вызвал фурор во всем мире. В то время никто и представить себе не мог, что всю анимацию можно нарисовать на компьютере. Это было захватывающее нововведение.

Pixar отпраздновали свой успех. Но были и подводные камни. Один из них — контракт с Disney. По условиям контракта, Disney забирала более 90% всей прибыли. Итак, Disney забрала себе все сливки, а у Pixar осталось всего около 40 миллионов долларов. Также было обидно, что Дисней не включил Pixar в титры, оказалось, что для зрителя Дисней был создателем Истории игрушек.

Джобс и Леви были недовольны ситуацией. Они поняли, что еще 10 лет будут буквально рабами Диснея. И они пошли прямо к Роберту Айгеру, новому президенту Disney. Джобс сказал, что хотел бы пересмотреть условия контракта, учитывая успех History. Джобс хотел, чтобы будущая прибыль была разделена поровну. Айгер был впечатлен успехами молодой компании, и у него были хорошие личные отношения с Pixar и Джобсом. Он обещал подумать над этим. И через некоторое время пришел ответ: согласен, но Джобс должен разрешить им быть акционерами Pixar. Стив согласился. С этого момента отношения с Disney улучшились, и компания во главе с Айгером стала их союзником.

Слияние с Disney и новые проекты

После «Тачки» была согласована новая сделка, которая должна была вернуть права на последующие фильмы Pixar (оставив позади все стадии производства).
Дисней ограничился бы распространением и выпуском. Но этого не произошло, потому что Джобс принял еще более заманчивое предложение и продал Pixar руководству Disney за 7,6 миллиарда долларов:

  • полная независимость в истории студии Pixar закончилась;
  • устранены проблемы и разногласия между компаниями;
  • тем не менее, Pixar сохранила свою операционную независимость и развивала кинематограф такими же темпами, без постороннего вмешательства;
  • Даже Дисней, благодаря этому соглашению, «возрождается», направляя все свои навыки на производство мультфильмов.

Директорские должности в анимационных отделах Pixar и Disney переходят к первым многолетним специалистам компании: Джону Лассетеру и Эду Кэтмеллу.

Знакомство Эда Кэтмела и Элви Рей Смита

Именно встречу Эда Кэтмела и Элви Рэя Смита можно считать судьбоносной. Забегая вперед, скажу, что именно эти два парня создают компанию, которую мы сегодня знаем как Pixar. Эд и Элви работали в одном исследовательском центре на восточном побережье США. Финансировал деятельность этого центра известный бизнесмен Александр Шуре, который, купив несколько мощных компьютеров и собрав интеллигентную команду, надеялся выпустить первый мультфильм, используя только компьютерную графику.
Нельзя утверждать, что Эда и Элви объединяла только работа. В какой-то степени это правда, но в большей степени не работа, а идея была краеугольным камнем, который заставил этих ребят работать вместе. Это было время айтишников в анимации. А в конце 1970-х не было анимации. Люди только начинали работать над мощными компьютерами, программным обеспечением и технологиями, которые позже принесут миру огромное количество качественных проектов, которые вызывают фурор в кинотеатрах по всему миру.

Вскоре у бизнесмена, владеющего девелоперской компанией, начались финансовые проблемы, и он начал постепенно избавляться от своих активов. Среди прочего, была компания, в которой работали Эд и Элви, которая занималась исследованиями в области анимации и компьютерной графики. Так получилось, что все люди и технологии попали под покровительство талантливого голливудского режиссера Джорджа Лукаса, который был известен миру как автор самого кассового фильма на тот момент: «Звездные войны».

Было очевидно, что Джордж Лукас верил в будущее анимационных технологий, потому что он не собирался просто покупать компанию и всю команду разработчиков. Но случилось так, что он не обращал должного внимания на это направление до того момента, когда ему показали один из эпизодов фильма «Звездный путь II: Гнев Хана», который был полностью компьютеризирован и разработан в его компании. То, что он увидел, настолько поразило Лукаса, что он начал вкладывать все больше и больше денег в эту конкретную компанию.

«Оловянная игрушка» (англ. Tin Toy), 1988

тинтой

IMDb 6.7
Кинопоиск 6.2

В 1988 году пятиминутный мультфильм получил «Оскар» (первый для Pixar) за лучший анимационный короткометражный фильм, став первым компьютерным фильмом, получившим «Оскар.

Успех этого творения позволил по-новому взглянуть на 3D-графику в мультфильмах. В мае 1991 года Стив Джобс подписал контракт с Disney на совместное производство полнометражного анимационного фильма.

Первый «Оскар» и колоссальные издержки

Еще 10 лет Pixar будет выпускать анимационные ролики для крупнейших мировых брендов, студия неоднократно получала награды за новые идеи в рекламе, но на самом деле тяготела к чему-то другому. Возможно, компания по-прежнему заполняла бы бюджетные пробелы коммерческими видеороликами, если бы не настойчивость и настойчивость Кэтмелла и Лассетера: они продолжали разрабатывать и выпускать короткометражки с оригинальным сюжетом. В 1986 году Джон Лассетер дебютировал в режиссуре: в анимационном фильме «Люксо младший» он был показан в кинотеатрах Лос-Анджелеса и всего через пару месяцев был номинирован на «Оскар» (но пока не получил награды).

Эд Катмел, 1989. Фото lawrencelevy.com

Кстати, прообразом логотипа Pixar стала главная героиня ленты — настольная лампа Luxo. Ровно через год студия получила свою первую (но далеко не последнюю) статуэтку «Оскар»: на экраны вышел короткометражный фильм «Оловянная игрушка». Хотя Джобс продолжал отдавать приоритет технологической сущности компании, ему все же пришлось пересмотреть свое мнение и предоставить больше свободы своим менеджерам. Pixar начинает думать о создании полного метра .. в сотрудничестве с The Walt Disney Company.

Параллельно команда Pixar разрабатывает революционную графическую программу RenderMan, которая позволяет художникам-графикам создавать полноцветные текстуры для экранных 3D-объектов. Студия запатентовала разработку в 1987 году и выпускала расширения к ней до 1990 года. Лицензионные сборы RenderMan, наконец, начинают окупаться, поскольку основные поставщики программного обеспечения, такие как IBM, Intel Corporation и Sun Microsystems, объединяют программу. Выручка Pixar составляет 3,3 миллиона долларов, но пока она не приносит прибыли. В то время как другая компания Джобса, NeXT, процветала, Pixar в 1991 году изо всех сил пыталась свести концы с концами. В феврале Pixar уволила 30 сотрудников.

Джон Лассетер – спаситель Pixar

Джон Лассетер стал спасителем Стива Джобса и Pixar. Этот талантливый аниматор и сценарист внес в мир мультипликационных фильмов нечто новое, подарив ему живые эмоции. Его первым мультфильмом стал «Андре и Уолли», который быстро стал популярным, несмотря на полутораминутную продолжительность.

Техническая смекалка полюбила создание Лассетера. Это было началом анимационной студии Pixar.

Однако Джобса интересовала финансовая сторона дела, и в то время компания была в минусе. Эд и Элви убедили Стива, что новый мультфильм, над которым они работали, будет продвигать новый продукт компании — программу Render Man».

В дело вступает Стив Джобс

Джордж Лукас со временем стал больше предпринимателем, чем директором. Он скупал различные кинокомпании, делая настоящие «сладости» с убыточными организациями, приносящими прибыль. Но если в бизнесе все было хорошо, то в семейной жизни назревал развод. По законам Калифорнии Лукас должен был отдать жене 50% всей своей собственности, что совершенно не понравилось предпринимателю. Потом думает заплатить штраф, который составлял десятки миллионов, а для этого пришлось продать часть своих компаний. В первую очередь, внимание привлекла молодая команда разработчиков анимации со своими лучшими практиками и технологиями.

Но те 30 миллионов, которые Лукас просил за компанию, ни один из потенциальных покупателей не захотел платить. Самым настойчивым был Стив Джобс, которого всего несколько месяцев назад уволили из собственной компании Apple. Он воспользовался ситуацией, а также отчаянной потребностью Лукаса в деньгах и смог купить компанию за 10 миллионов долларов.

После покупки компании ей было присвоено имя «Pixar». 92% акций достались самому Стиву Джобсу, а по 4% — Эду Кэтмелу и Элви Рэй Смит, которые принимали непосредственное участие в управлении. Однако Pixar тех лет совершенно не походил на сегодняшнюю компанию. Стив Джобс считал, что основная прибыль компании будет поступать от продажи компьютеров и программного обеспечения, а не от создания собственных анимационных фильмов. Атмосфера в компании была типичной для Стива Джобса и всех сотрудников: организованный хаос, где все знают, что делать, и делают это с большим удовольствием.

«История игрушек»

Первой разработкой компании стал Pixar Image Computer, мощное устройство стоимостью 200 000 долларов. Честно говоря, это направление становилось все более убыточным, несмотря на то, что компании удалось заключить несколько сделок на поставку новых компьютеров. Основные проблемы — это стоимость и сложность использования. Потенциальные покупатели просто не хотели тратить время на обучение своего персонала работе с новым устройством.
Офисы продаж Pixar открыты в 7 городах США. Для продажи компьютеров был нанят впечатляющий персонал. Но этот бизнес никогда не был успешным.

Стоит отметить, что Стив Джобс не очень участвовал в жизни компании. Раз в месяц он приходил на собрание директоров, где решались финансовые вопросы на следующий отчетный период. Для Эда и Элви эти встречи были адом, потому что каждый раз им приходилось отстаивать необходимость всех подразделений Pixar, а это связано с тем, что компания уже долгое время была убыточной.

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой отрасли за последние годы является компания Disney. С 2006 года конгломерат приобрел несколько компаний, известных своим уникальным личным стилем: Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов с ужасом наблюдали за происходящим, ожидая, что Дисней испортит все, что они покупают, взяв юмор, насилие и настоящую романтику из своих любимых произведений. На самом деле все оказалось не так уж и плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому факту, что тогда малоизвестный Боб Айгер занял пост генерального директора в 2005 году. Исполнительный гений начал свою карьеру в качестве прогнозиста погоды ABC, затем главы ABC, а после приобретения ABC был повышен до вице-президента Disney. В то время компания переживала второй кризис в своей истории (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под руководством Майкла Эйснера он выпускал одну катастрофу за другой: «Перл-Харбор», «Геркулес», «Атлантида: Затерянный мир». Против воли Эйснера вышла и хитовая трилогия «Пираты Карибского моря». В результате совет директоров принял решение о смене главы компании. Сменивший его Айгер объяснил свою стратегию следующим образом: если у Диснея есть проблемы с творчеством и созданием новых прибыльных персонажей, то вам придется покупать их у других компаний.


Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, его компания по-прежнему была очень богатой: она получала прибыль от своих телеканалов, магазинов и тематических парков, которые принимали более 120 миллионов посетителей в год. Уолт Дисней заложил фундамент этого объекта, который без устали поддерживает компанию в трудные времена. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, осознавшим, что будущее за телевидением. Производство полнометражных мультфильмов стоило очень дорого. Даже успешный выход в кинотеатры не позволил его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода и в 1937 году изобрел Диснейленд. Чтобы собрать деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальную сделку с ABC. Предполагалось, что они вложат деньги в строительство парка, а он должен был проводить еженедельную программу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Программа, которая понравилась детям, называлась «Диснейленд», естественно, рекламировала строящийся парк и делала компанию «Дисней» синонимом американской мультипликации.

Даже сегодня парки развлечений приносят 20% прибыли компании. Проблема в том, что, приходя в парк, дети хотят увидеть не только принцесс Диснея и Микки Мауса, но и рыбок Немо и Железного человека.Креативная монополия Диснея на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но с деньгами Боб Айгер быстро превратил этот минус в огромное преимущество.

Технические секреты студии

Pixar — компания, которая делает проекты не только задушевными, но и технически совершенными. Мало того, что легендам нужны невероятные детали в мультфильмах, но и мемы тоже.

Подробности в Pixar. Источник: twizz.ru
Подробности в Pixar. Источник: twizz.ru
Подробности в Pixar. Источник: twizz.ru

Подробности в Pixar. Источник: twizz.ru

Неудивительно, что Pixar изначально разрабатывала системы программного обеспечения для анимации. Один из самых известных продуктов — мотор Renderman. Он используется для создания визуальных эффектов в фильмах. Например, во «Властелине колец», «Матрице» и «Аладдине».

Первая версия движка была выпущена в 1993 году. Последний раз Pixar был выпущен в ноябре 2020 года. Кстати, Renderman — первая программа, за которую разработчики получили «Оскар» в 2001 году, после выхода «Истории игрушек 2».

Более подробно о том, как персонажи эволюционировали от первой «Истории игрушек» до «Души», рассказали их создатели в интервью Insider. Pixar использует систему Goo для анимации. Он помогает нарисовать не только движения самого скелета, но и мышц, а также показать, насколько плотная кожа.

Мара МакМахон, модельер и монтажник в Pixar, говорит, что они используют элементы управления в марионеточном стиле для перемещения персонажей. Чем их больше, тем реалистичнее эффект. Для сравнения: в первой версии у Woody было 496 элементов управления, а в четвертой части увеличилось до 7000.

Аниматор студии Ройс Уэсли отмечает, что Pixar не ставит перед собой задачу сделать мультфильм максимально реалистичным. Но они стараются передать эмоции персонажей таким образом, чтобы вызвать реальный отклик у зрителя. И тут помогают проверки лица — они могут передать малейшую реакцию героя.

Грабительские контракты подписывают только банкроты

После того, как Pixar выиграла свой первый «Оскар», Эд Кэтмелл отправился в Disney с предложением. В то время титан мира анимации уже много раз пытался отозвать своего беглого художника Джона Лассетера, но каждый раз отказывался, предлагая взамен работать с Pixar. После того, как Pixar наконец получил признание, Disney решила пойти на партнерский проект: это должен был быть 30-минутный анимационный фильм по мотивам короткометражного фильма «Оловянная игрушка».

По условиям контракта Pixar должна была создать пять фильмов за 10 лет. Дисней забрал себе 80% выручки от проката будущих фильмов и идеи команды Pixar должны были пройти через «сито» цензоров студии Уолта Диснея. В свою очередь, Дисней взял на себя все расходы и обязательства по рекламной кампании, лицензированию фильмов и их персонажей и их выпуску.

Логотип Pixar — настольная лампа Luxo

«Мы знали, на что способна компьютерная анимация, она была как пластик. Так почему бы не сделать из пластика главных героев? сказал Лассетер
Ежедневный телеграф

Ни Кэтмелл, ни Лассетер не были довольны сделкой, но финансовое положение Pixar не позволяло им диктовать условия. В 1992 году анимационная студия Стива Джобса подписала договор и приступила к работе над первым фильмом. Правда, за три года с момента создания первоначальная идея изменилась до неузнаваемости, и Кэтмелл и Лассетер неоднократно сталкивались с практически неразрешимыми дилеммами.

Это первый в мире полнометражный анимационный фильм, вышедший в широкий прокат: «История игрушек». Отвергнув пару десятков «рабочих идей» после нескольких мозговых штурмов, Pixar решила рассказать историю пластиковых кукол. Согласно официальной легенде, софт начала 90-х просто не позволял рисовать человеческое тело естественным и органичным образом, поэтому было решено пойти другим путем.

«Мы знали, на что способна компьютерная анимация. В чем его сильные стороны. И мы знали, чего он не мог сделать. Все было похоже на пластик. Так почему бы не сделать из пластика главных героев? Сложнее всего было создавать людей с помощью программного обеспечения, которое у нас было в то время, поэтому мы рассказали историю в виде игрушек », — сказал Лассетер Daily Telegraph.

История развития компании Pixar в Lucasfilm

Буквально сразу после прихода в Lucasfilm все специалисты NYIT специально для них присоединились к новому подразделению The Graphics Group. По-прежнему создавали софт и эффекты. Но теперь их обязанности пошли непосредственно на улучшение фильмов материнской компании.
Но именно сейчас произошло событие, которое дало огромный импульс и коснулось будущего домена студии Pixar в области компьютерной графики и профессионального кино на ее основе. Многообещающий молодой аниматор Джон Лассетер, который работает на Disney, столкнулся с непониманием и даже отказом от своих идей по продвижению компьютерной графики в консервативной студии.
По этой причине его уволили. Но он недолго оставался без работы, потому что Эд Кэтмелл буквально сразу же пригласил Лассетера в команду графиков. Там ему предоставили максимум возможностей для реализации интересных идей и возможностей.
В результате сотрудничество Кэтмелла, Лассетера и других экспертов привело к впечатляющему результату. История компании Pixar наполнена одним крупным достижением — созданием и запуском первого полноценного короткометражного анимационного фильма «Приключения Андре и пчелы Уолли» (создание считается первым мультфильмом компании, созданным еще до ее появления) официальная регистрация на известный бренд).
Благодаря их таланту будущая команда Pixar добилась:

  • качественная анимация
  • впечатляет, между тем, качество фона;
  • новые принципы размытия движения, которые делают анимацию более плавной и реалистичной.

Продажа Pixar Стиву Джобсу

Несмотря на то, что история будущей студии Pixar в этот период безоблачна и действенна, у государственного бренда — Lucasfilm возникли сложности. Материнская компания решила сделать приоритетным финансирование ИТ-подразделения Industrial Light And Magic. В результате графическая группа, которая позже трансформировалась в студию Pixar, была выставлена ​​на продажу.
В поисках потенциальных инвесторов Lucasfilm обратилась к Стиву Джобсу. Директора известной теперь компании Apple это предложение тогда не очень заинтересовало.
Pixar
Стив Джобс — один из ключевых людей в создании современной компании Pixar
Но через некоторое время его уволили с должности, в результате чего было принято противоположное решение, полностью изменившее историю студии Pixar. В 1986 году ИТ-подразделение:

  • была приобретена Джорджем Лукасом за значительную сумму в 5 миллионов долларов США;
  • перешел в подраздел независимых компаний;
  • получил дополнительные 5 миллионов долларов инвестиционных фондов от Стива Джобса;
  • новый президент компании в лице Стива Джобса;
  • долгожданное переименование в независимый и узнаваемый бренд Pixar.

С 1986 года история Pixar стала развиваться более стремительно. И сам проект встал на путь самодостаточности и значительных успехов, основанных на его подавляющем успехе.

Первые годы студии

В первые годы после смены собственника история компании Pixar приобретает новые цвета и иной вектор развития. Под брендом начинают разработку и выпуск:

  • Различная компьютерная техника.
  • Pixar Image Computer, который должен был стать основным источником дохода, несмотря на постоянное желание производить полнометражные мультфильмы.
  • Программа для рендеринга 3D-объектов и текстур.
  • Собственные компьютерные анимационные системы.
  • Первый язык программирования шейдеров, предназначенный для сектора CGI.

К сожалению, несмотря на большой успех в смежных областях, история студии Pixar того периода подтверждает мнение о том, что отдел анимации был всего лишь придатком, который позволил им продемонстрировать возможности технологии и программного обеспечения.
Но Джон Лассетер сказал свое слово, что он не отказался от своей цели вывести компьютерную анимацию на принципиально иной уровень. В 1986 году в сотрудничестве с Эдом Кэтмеллом он закончил работу над первым во всех отношениях официальным анимационным фильмом компании Pixar — «Люксо Джуниор».
Этот исторический момент считается периодом, когда анимация, основанная на возможностях компьютерного оборудования, была на одном уровне с традиционной анимацией. А сама игривая настольная лампа этого творения стала талисманом, который неизменно демонстрируется в начале каждого нового мультфильма, выпускаемого студией.
Но опять же, даже эти хиты не изменили основного курса Pixar. Компания, как и прежде, занималась разработкой и совершенствованием программного обеспечения, а также компьютеров. И все это он предлагал другим компаниям, даже будущим конкурентам. Дисней также интересовался компьютерными технологиями студии Pixar, которая хотела использовать их для создания своих собственных творений.
На основе сотрудничества Pixar и Disney была реализована система CAPS, которая позволяет формировать на компьютере 2D-изображение с дальнейшей его обработкой. После запуска этой технологии Disney перешла в основной потребительский раздел всего, что создано специалистами компании Pixar.

Смена курса Пиксар

История студии Pixar в этот период была очень противоречивой:

  • проект принес большие убытки, против которых Стиву Джобсу пришлось потратить на него около 50 миллионов своих вложений;
  • В этом контексте режиссеру пришла в голову идея закрыть отдел анимации с большими затратами, но с низкой доходностью.

А потом случилось невероятное. Предвидя незавидные перспективы, Лассетер попросил Джобса о финансировании экспериментального трехмерного мультфильма, и тот согласился.
В результате весь отдел анимации направил свои силы на создание новаторского творения под названием Tin Toy («Оловянная игрушка»). С момента своего выпуска в 1988 году это творение:

  • Это произвело революцию в области компьютерной графики.
  • Он показал огромный скачок в технической и художественной составляющих мультфильмов в чистом CGI.
  • он был воспринят всеми экспертами, критиками и общественностью с огромным восхищением.
  • Он получил первый «Оскар» в истории компании Pixar и в мировой практике компьютерной анимации.

История компании Pixar
«Жестяная игрушка» — один из первых 3D-мультфильмов
В конечном итоге этот успех привел к следующим изменениям:

  • отдел анимации Pixar был спасен;
  • сам отдел был расширен исходя из перспектив его работы;
  • технический отдел Pixar потерял ровно такую ​​же долю, что и его конкурент;
  • Все больше заказов и предложений начали поступать от Disney, который хотел начать создавать свои собственные 3D-мультфильмы с использованием технологии Pixar.

Несмотря на все это, проект по-прежнему был убыточным, поэтому технический офис был окончательно закрыт. И с этого момента переворот Pixar закончился, и в истории студии начался принципиально новый цикл.
С этого момента он направил все свои силы на создание рекламы для средней школы и заработок с его помощью. И цель с перспективой на месяцы и даже годы заключалась в том, чтобы создать первый полнометражный 3D-мультфильм.

Сделка с Disney и создание полнометражного фильма

На фоне заметного успеха конца 1980-х Pixar вошла в начало 1990-х годов прошлого тысячелетия на фоне значительного расширения штата и возможностей. За это время в команду проекта вошли десятки перспективных новичков, которые в дальнейшем пополнят костяк ключевых сотрудников и специалистов.
Проект продолжал развиваться и снимать рекламные ролики, но Стив Джобс понял, что сидеть на месте невозможно. Начались переговоры с Disney. Его главной целью было получить дополнительное финансирование от рыночного гиганта для создания художественного фильма на основе трехмерной графики.
Изначально переговоры шли не очень хорошо и продолжались на фоне таких реалий:

  • студия Pixar испытывала значительные финансовые трудности;
  • других вариантов (компаний), подходящих для заключения данного договора, не было;
  • Pixar хотела значительного финансового роста, но исключила полную продажу Disney (приоритетом было сохранение максимальной независимости).

Следовательно, в 1991 году можно было дойти до подписания контракта между Pixar и Disney, который предусматривал реализацию как минимум одного мультфильма. Условия были следующие:

  • Все права на фильм будут исключительной собственностью Disney.
  • Pixar несет ответственность за все этапы производственного процесса.
  • Disney занимается маркетингом, продвижением и распространением готовой продукции.

Студия Pixar
История игрушек — один из самых узнаваемых мультфильмов современности
Так началась история создания ленты «История игрушек», которая известна миллионам детей девяностых и двухтысячным во всех странах мира. А теперь поговорим о нескольких интересных фактах из истории создания этого мультфильма:

  • Pixar постаралась максимально уйти от классических стандартов Disney, что не понравилось ключевому инвестору;
  • ставки были сделаны на реалистичный мир без присущих Диснею сказочных сюжетов;
  • рассказ создавался с упором на то, чтобы сделать его интересным как для детей, так и для взрослых;
  • музыкальные номера и вставки были элементом, отказ от которого входил в число приоритетов;
  • были разные версии сюжета, которые несколько раз менялись в процессе разработки фильма;
  • один из главных героев, ковбой Вуди, изначально был злым персонажем;
  • новой любимой игрушкой мальчика из мультфильма изначально был оловянный музыкант, а уже потом он стал космическим рейнджером;
  • основной сюжет первой версии был основан на игрушечном бунте против Вуди.

Непрерывные встречи Pixar и Disney закончились спорами и разногласиями. Сценарий выглядел плохо для Диснея, и Pixar все дальше и дальше уходила от первоначальной концепции. Сценарий меняли если не каждый день, то точно каждую неделю. Это привело к тому, что в каждой из компаний было мало уверенности в ее успехе.
Через два года после начала разработки была продемонстрирована определенная часть проявки и часть фильма. Это никому не понравилось и многие назвали это полным провалом.
Поэтому было решено полностью переделать, что через несколько месяцев закончилось тем, что сюжет приобрел тот вид, который сейчас знаком всем поклонникам этого фильма.
«История игрушек» вышла на экраны в 1995 году, получив титул первого художественного фильма 3D CGI. Он также получил титул самого кассового фильма года, получив около 404 миллионов выручки от зрителей.
А главное поклонники остались в восторге как от сюжета, так и от технологического уровня реализации графики в фильме. Все это подтвердил специальный «Оскар», полученный режиссером картины. Новое соглашение с Disney было рассчитано на совместное производство и распространение до 7 фильмов.

Выход Pixar на IPO

Вдохновленный успехом «Истории игрушек», Стив Джобс 29 ноября 1995 года включил Pixar на NASDAQ. 6,9 млн акций компании стали доступны международным инвесторам. Этот шаг и успех первичного публичного размещения акций сделали главного держателя акций (80% всех акций принадлежит Джобсу) миллиардером.
На фондовом рынке акция стоила 22 доллара. Но почти сразу после начала продажи цена акции резко выросла и достигла 49,5 доллара.
С самого начала можно сказать, что именно Pixar была одной из первых технологических компаний, вызвавших бум IPO в этом секторе в 1990-х годах. Успех «Истории игрушек» позволил студии заслужить огромное доверие со стороны всех. В том числе и инвесторов, готовых вкладывать верой деньгами.
именно IPO Pixar многие считают поворотным моментом в истории карьеры Стива Джобса, который искал свою нишу и путь на фоне своего увольнения из Apple. А позже, благодаря этому, он вернулся в «яблочную компанию» опытным менеджером, которого ценят все вокруг.

Продолжая создавать

На волне успеха история Pixar активно развивалась и подарила миру еще много красивых и интересных историй. Каждый из них оказался необычайно успешным и принес проекту сотни миллионов долларов прибыли:

  • «Жизнь жука» (The Adventures of Flick, 1998) — масштабный мульт-рассказ о насекомых и количестве экранных персонажей (заработок за фильм составил 363 миллиона долларов);
  • История игрушек 2 (Toy Story 2, 1999) — продолжение культовой истории, которую не мог видеть мир из-за некорректного удаления всех данных на серверах компании (ситуацию спас сотрудник с полной копией дома) — выручка составила 497 млн ​​долларов США;
  • Monster Inc (Monsters Corporation, 2001) — мультфильм, созданный на новой производственной базе, к которому компания перешла на фоне предыдущих успехов (снова новые технологии моделирования волос, меха и тканей, другие разработки, технологии анимации, а также необычный рассказ о монстрах и ребенке, собравший в прокате 577 миллионов долларов);
  • В поисках Немо (2003) — интересный рассказ о морских рыбах и океане призвал к новым подходам к технологиям визуализации света и тени, что по тем временам оказалось просто фантастическим (и в сочетании с прекрасным сюжетом прокат этого лента принесла огромный интерес и 962 миллиона долларов дохода);
  • Суперсемейка (The Incredibles, 2004) — первый графический 3D-фильм с огромным количеством человеческих персонажей, для реалистичности которого были созданы новые технологии и технологические решения, которые использовались много лет спустя (в 2004 году наградой стал 631 миллион долларов за изучение публикой и профессионалами, похвалил рассказ с премией «Оскар);
  • Cars (2006) — это история антропоморфных автомобилей с новыми технологическими разработками в области отражений и освещения (461 миллион долларов налога, который разделил сообщество на две группы: тех, кто считает это творение еще одним шедевром Pixar, и тех, кого они просто называют фильмом) неплохое творение).

Студии анимации Pixar
Персонажи из мультфильма «Корпорация монстров»

Конфликт с Disney

Даже в период выхода всех вышеупомянутых фильмов между студиями Disney и Pixar нередко возникали споры. Первый, например, не хотел рассматривать «Историю игрушек 2» как еще одно из 7 совместных творений, указанных в контракте. Pixar не нравилось то, что их фильмы полностью соответствовали ценности Диснея.

Спустя девять лет компания Pixar объявила о первой прибыли

Начинаются самые тяжелые годы для всего коллектива. В марте 2018 года бывший финансовый директор Pixar Лоуренс Леви выпустил биографический фильм о своем пребывании в студии Pixar. Перезагрузка », в котором он подробно описывает, как Кэтмелл и Лассетер выходили из офиса почти каждый день после полуночи и рано утром садились на работу.

Для каждого персонажа «Истории игрушек» были придуманы сюжет, поддержка и возможные схемы развития, многие идеи остались похоронены на столах креативщиков. Так, например, случилось с космическим рейнджером Баззом Лайтером, который в первом выпуске оказался слишком высокомерным и раздражительным. Несколько раз решения Pixar были «завершены» Disney, что вынудило команду в короткие сроки наверстать упущенное.

В конце третьего квартала 1995 года Джобс наконец сообщил новости. В то время было продано около 100 000 копий RenderMan, и было подписано лицензионное соглашение с Биллом Гейтсом и Microsoft — Pixar объявила о своей первой прибыли в размере 3,1 миллиона долларов (из дохода в 10,6 миллиона долларов).

В том же 1995 году Pixar завершила работу над «Историей игрушек». Главных героев озвучили известные актеры и комики Том Хэнкс, Тим Аллен и Энни Поттс, а саундтрек к фильму написал известный американский певец Рэнди Ньюман. Фильм был выпущен 22 ноября и собрал 40 миллионов долларов за первые выходные. Два месяца спустя «История игрушек» будет признана самым кассовым фильмом года: выручка от проката по всему миру превысит 362 миллиона долларов. Фильм Лассетера получит три номинации на «Оскар» 1996 года и все три стикера.

Джон Лассетер в своей студии Pixar. Фото Деборы Коулман / Pixar

Всего через шесть дней после выхода фильма Джобс решил провести IPO Pixar, выставив на биржу 6,9 миллиона акций. Рынок закрылся на уровне 22 долларов за акцию, тогда как первоначальная цена составляла 12-14 долларов за акцию. К 30 ноября цена акций выросла до 45,5 доллара. В результате рыночная стоимость Pixar составила около 800 миллионов долларов. Через девять лет после покупки студии у Лукаса Джобсу удалось вернуть Pixar, заработав около 600 миллионов долларов.

В 1996 году Pixar закончил год с колоссальной выручкой в ​​38,2 миллиона долларов и чистой прибылью в 25,3 миллиона долларов. В четвертом квартале цены на акции достигли рекордных 49 долларов. В то же время студия объявляет о прекращении работы с рекламой: Кэтмелл и Лассетер перевели Pixar на анимационные фильмы.

Это был успех, хотя и с одним недостатком: контракт с Диснеем, учитывая ошеломляющий успех «Истории игрушек», стал казаться все более и более запредельным. Более того, в первых титрах прославившего студию мультфильма имя Pixar вообще не фигурировало, вся слава почти досталась идее Уолта Диснея. Вопрос решил лично Стив Джобс: после встречи с президентом The Walt Disney Company Робертом Айгером Джобс согласился поровну перераспределить прибыль от будущих фильмов. В 1997 году студии публично объявили о своей сделке.

Каждая последующая работа Pixar била предыдущие рекорды, студия под патронатом Лассетера и Кэтмелла становилась все более популярной, анимация значительно улучшалась. Disney спонсировал «Корпорацию монстров», «Суперсемейку», «Тачки», «В поисках Немо» и первое продолжение «Истории игрушек». Помимо мега-популярного художественного фильма, Pixar продолжает выпускать тонкие и умные авторские короткометражки, завоевывая все возможные награды в мире анимации и отмечая похвалы самых уважаемых критиков.

Стела у входа в студийный комплекс Pixar. Фото pixar.com

Оцените статью
Блог про телефоны поддержки